Фонд «Выход»: Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик о подходах к «стиммингу» — повторяющимся действиям для получения определенных ощущений

Источник: I Love ABA\

stim-aba

 

Самостимилирующее поведение, которое также называют «стиммингом», может принимать разные формы, и очень часто оно выводит из себя родителей и других членов семьи. Самостимуляциями называют повторяющееся поведение, которое приятно для ребенка, и которое помогает ему успокоиться или пробудить организм и центральную нервную систему. К сожалению, когда большинство детей с РАС «стимятся», они также почти полностью отключаются от окружающего мира и часто перестают реагировать на требования, попытки обратить на себя внимание и даже прикосновения. Когда кто-то из моих клиентов начинает стимиться и отключается от меня, я часто говорю: «О, ты решил отправиться в отпуск?»

Не у всех детей с РАС самостимулирующее поведение мешает обучению. Однако это можно сказать о многих детях. Если ребенок стимится в социальных или учебных ситуациях, то такое поведение трудно поддается коррекции, его бывает сложно игнорировать, и оно может вызывать негативное отношение к ребенку.

Примеры самых распространенных самостимуляций включают: раскачивание, кружение на месте, тряску кистями рук, жевание несъедобных предметов, выстраивание предметов в ряды, кручение предметов, разбрасывание предметов, чтобы посмотреть, как они падают, такие вербальные самостимуляции как крики, визги и повторения цитат из любимых телепередач, такие визуальные самостимуляции как разглядывание предметов и частое моргание, а также игры со слюной, разрывание бумаги на маленькие кусочки и другие.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети вообще никогда не стимились. Другие родители хотят знать, когда можно позволять ребенку стимиться, а когда нет. Несколько лет назад я была на тренинге, посвященном стиммингу, и первое правило, которое нам там объясняли, гласило — никогда не пытайтесь полностью избавиться от какой угодно самостимуляции. И я с этим полностью согласна.

Причина в том, что самостимуляция всегда выполняет какую-то функцию для ребенка. Если же вы полностью лишите его возможности стимиться, то ребенок поневоле будет искать замену этому поведению, и эта замена может оказаться куда хуже. Например, вы не будете позволять ребенку трясти кистями рук, и он начнет жевать свои пальцы. Представьте, что после тяжелого рабочего дня вы обычно снимаете стресс с помощью горячей ванны и любимой музыки, и вдруг к вам начнет подходить в эти моменты терапевт, который будет выключать музыку и воду и решительно говорить: «Нет. Положи руки на колени». Какая у вас будет реакция?

Так что я не рекомендую полностью избавляться от самостимуляции. Да, я понимаю, что стимминг может утомлять родителей и вызывать проблемы в общественных местах. Однако если вы сможете определить функцию стимминга, то вы сможете научить ребенка более уместному способу успокоиться или стимулировать нервную систему. Есть для подхода, которые я использую в работе с таким поведением у ребенка:

1. За столом. Если я готовлюсь начать или уже веду занятие, а ребенок погружается в стимминг, то для меня это тревожный сигнал. Ребенок с тем же успехом мог поднять плакат: «Ты потеряла мое внимание!» Так что я знаю, что мне нужно действовать иначе: позволить ребенку встать, сесть на пол, подвигаться, подержать какой-нибудь предмет в руках, говорить громче, быстрее и так далее. Для меня это знак, что то, что я сейчас делаю, не эффективно. Если мое обучение, инструкционный контроль и поощрения достаточно сильны, то у ребенка просто нет причин заниматься самостимуляциями. Чаще всего я сталкиваюсь с вербальным стиммингом. Я работаю над программой, а ребенок начинает петь, издавать различные звуки или воспроизводить фразы из телепередач. Очевидно, что это попытка «отключить» меня. Когда это происходит, я меняю свои действия, чтобы привлечь внимание ребенка обратно. Маленькое уточнение: я не привлекаю внимание ребенка, хватая его за лицо, и не делаю заявлений вроде «Смотри на меня» или «Будь внимательнее». Я часто вижу, как терапевты делают нечто подобное, но я предпочитаю привлекать внимание естественным образом. Например, если ребенок погружается в свой собственный мир стимов, то я ускоряю работу по программе или начинаю давать поощрения чаще.

2. Вне стола. Если сейчас не занятие, а ребенок начинает стимиться или погружается в свой собственный мир, то я перенаправляю его на другую деятельность. Разумеется, вы не сможете перенаправлять ребенка каждую минуту каждого дня. Но при этом нужно следить за тем, чтобы в течение дня ребенок переходил от одной деятельности к другой. Именно поэтому так важно обучать ребенка так называемым навыкам досуга, например, учить его играть с игрушками или читать книги. Пока вы готовите ужин, вы можете сделать для ребенка простой центр для занятий, например, 2-3 книги и 1-2 паззла, и направлять его в этот центр по мере необходимости. Поощряйте ребенка за то, что он продолжает уместную деятельность и хорошо себя ведет. Этот подход подразумевает, что ребенок погружается в самостимуляции из-за отсутствия других занятий и скуки. Однако причины самостимуляций у вашего ребенка могут быть совершенно другими. Необходимо определить конкретную функцию стимминга у вашего ребенка. Некоторые дети стимяться, потому что им скучно, а другие, потому что требования слишком высоки, или в помещении слишком громко, или они устали и так далее. Каждый ребенок уникален.

Наконец, чтобы понять, насколько распространен стимминг, и меньше раздражаться на самостимуляции ребенка, вы должны осознать, что стимы есть у всех людей без исключения! Да, у всех. В следующий раз, когда вы окажетесь в очереди в банке или будете ждать у светофора, приглядитесь к людям вокруг вас. Видите, как кто-то наматывает волосы на палец? Это самостимуляция (я так делаю). Видите, как кто-то постукивает ногой? Это самостимуляция. Как насчет мычания мотивчика себе под нос? Это самостимуляция. Если вы начнете воспринимать стимминг как повседневное явление, то это поможет стать терпимее к подобному поведению у ребенка.

Должна добавить, что многие родители спокойно относятся к стиммингу детей и вообще не ставят цели уменьшить или искоренить это поведение. Это нормально. Принимайте то решение, которое кажется вам наиболее правильным, и обсуждайте его со специалистами.

Одна очень милая юная леди связалась со мной, чтобы поделиться своими мыслями о стимминге. Ее зовут Трейси, и у нее РАС. Мне кажется, что ее слова позволяют по-новому взглянуть на проблему стимминга:

«Мне очень понравился ваш пост про стимминг. Мне очень нравится, как вы объясняете, что все это делают, и мне понравилась аналогия про нейротипичного человека, которому не позволяют принять горячую ванну вечером. Отсутствие возможности стимиться может вызвать похожие ощущения. В других случаях, это все равно, как если вам будут запрещать улыбаться, когда вы счастливы. Было интересно услышать точку зрения нейротипика: вам кажется, что мы находимся в своем собственном мире, когда стимимся. Иногда это так, но в других случаях стимы помогают мне сосредоточиться. На самом деле, стимминг почти всегда помогает мне сосредоточиться, просто это не всегда то, на чем, как предполагается, нужно сосредотачиваться! Но когда я кружусь и машу руками, то мне не кажется, что я в своем собственном мире. Я чувствую, что я окружена миром, что мир меня обнимает, что мои руки двигаются вверх и вниз, подчиняясь ритму, сути это мира. Когда я стимлюсь, то я чувствую магию связи с миром, как во время какого-нибудь обряда. Да, иногда это означает, что я не с другими людьми, но этот мир такой волшебный и чудесный и цельный… даже не знаю. В такие моменты я сознательно принимаю решение, что ограниченное время лучше потратить на кручение, чем на светские разговоры. Стимминг также является катарсисом. Вы правы, им можно пользоваться, когда тебе скучно… и это прекрасный способ упорядочить мир посреди сенсорной перегрузки».

Источник —  outfund.ru

 

Поделиться в соц. сетях
Translate »

Copyright © 2014 - 2019 "Аутизм - Иркутск"