Психология, педагогика
«Нет психологического процесса, более важного и в то же время более трудного для понимания, чем понимание, и нигде научная психология не разочаровывала в большей степени тех, кто обращался к ней за помощью», Дж. Миллер (американский психолог, автор теории о магическом числе «7» для памяти)
Как часто вы читаете, но не понимаете прочитанного?
Почему это происходит?
Психологи выделяют следующие причины непонимания: физиологические, лингвистические, дидактические, логические, психологические.
1. Физиологические причины
Это усталость и плохие условия для чтения.
Понимание текстов сильно зависит от обстановки. Например, в общественном транспорте читать хуже, чем дома в уютном кресле. Отследите места, в которых вы читаете. Отметьте: где, когда и в каком состоянии лучше всего читается.
Обустройте место для чтения. Читайте в хорошем настроении.
2. Лингвистические причины
Непонимание отдельных слов, сложная структура предложений.
Изучение новых слов по словарю решает эту проблему.
3. Дидактические причины
Дидактика — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков.
Источником дидактических причин непонимания является сам текст. То есть авторы просто сложно пишут. Тут уже ничего не поделаешь. Или не читать этого автора, или прикладывать силы для понимания.
4. Логические причины
Связаны с незнанием логики.
Решение: изучение учебников по логике. Если человек не знает законов логики, то он и не знает, что их не знает. Поэтому лучше прочитать книгу по логике в любом случае.
5. Психологические причины
Отсутствие внимания, памяти, воображения, воли.
Экспериментально доказано, что если человек читает текст и одновременно проговаривает посторонний ряд слов, он не может не только понять, но и правильно воспроизвести смысл читаемого.
Если читать и параллельно заниматься другими делами, то неудивительно, что текст будет не понят. Будьте внимательны при чтении.
Еще одна причина непонимания связана с памятью. Человек просто забывает, что только что прочел и не может уловить смысла. Память можно тренировать, тут могу порекомендовать обратиться на сайт Владимира Козаренко mnemotexnika.narod.ru. На нем вы найдете упражнения для улучшения памяти и сможете записаться на его онлайн-курс по памяти (60 уроков, платно).
Для детальной проработки темы:
• Понимание как дидактическая проблема, Евгений Коробов, часть № 1
• Понимание как дидактическая проблема, Евгений Коробов, часть № 2
Источник: https://www.b17.ru