(ссылки в названиях проектов активны)
I. Реализуемые проекты
Перспектива
С 2016 года в нашей организации реализуется проект «Перспектива» для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра.
Цели проекта:
- Социальная адаптация
- Расширение представлений подростков о возможных профессиях, видах деятельности.
- Приобретение необходимых навыков и знаний
- Подготовка к максимально возможной, в зависимости от тяжести нарушений, самостоятельности в различных сферах жизни
- Выявление заинтересованности и наклонностей, которые могут быть полезными во взрослой жизни
Проект осуществлялся и продолжает осуществляться в виде индивидуальной работы в семьях и работы над теоретической частью проекта. В 2018 году наступил момент, когда мы получили уникальную возможность реализовать практическую часть работы в малых группах. У нас появился спонсор, который предоставляет нам помещение для работы по данному проекту. На данный момент проект «Перспектива» реализуется для детей, которые несколько лет успешно приобретают социальные навыки в рамках проекта «Необычная школа». Многим нашим детям пора начинать готовиться к взрослой жизни, находить себя и свое место в обществе. И в данном проекте мы тоже не делим детей по принципам сохранности интеллекта или коммуникативных навыков, высокой или низкой функциональности. Поэтому ребята у нас очень разные, от обучающихся в общеобразовательной школе до имеющих тяжелые проблемы с поведением и социальным взаимодействием. Подход к каждому ребенку строго индивидуальный. Это оговаривается, обсуждается и планируется, как и на «Необычной школе», всеми участниками.
Социальная значимость проекта:
Дети и подростки с расстройствами аутистического спектра обладают очень большой индивидуальностью и высокой, иногда достаточно жесткой избирательностью в интересах, сферах предпочитаемой деятельности. В работе с подростками с аутизмом мы должны отталкиваться только от интересов каждого конкретного ребенка. Порой эта работа должна быть практически ювелирной. И сегодня, в нашей реальности практически только родители могут создать максимально благоприятную среду для самореализации ребенка.
«Клуб общения родителей»
Более 2-х лет родители ребят, имеющих расстройства аутистического спектра, постоянно находятся на связи, общаются, делятся проблемами и успехами детей, обмениваются необходимой информацией.
Чтобы присоединиться к Клубу общения родителей, необходимо зарегистрироваться в качестве участника организации и сообщить о своем желании.
«Информационные технологии в жизни НКО»
— Мастер – класс «Работа с сайтом на WordPress» в рамках Недели неформального образования 5 марта 2016 года
— Создание и развитие тематических интернет-ресурсов общественной организации «Аутизм — Иркутск»: список интернет-ресурсов общественной организации «Аутизм — Иркутск»
— Создание, поддержка и развитие сайта Иркутской Региональной Ассоциации некоммерческих организаций инвалидов «ПРИБАЙКАЛЬЕ» согласно соглашению о сотрудничестве
— Создание, поддержка и развитие сайта общественного объединения «Дом дружбы», г. Саянск
«Аутизм: семья и вера»
Для семьи с аутичным ребенком обычный уклад жизни может быть невозможен. В том числе невозможным может быть и посещение религиозных служб. Часто это случается из-за отсутствия понимания окружающими особенностей и трудностей ребенка с аутизмом, из-за недостатка информации о данной проблеме. К сожалению, родители, приходя на религиозную службу, нередко получают не поддержку, а психологическую травму, усугубляющую и без того сложную жизненную ситуацию, связанную с состоянием ребенка.
Между тем община или приход могут значительно помочь такой семье не только в духовной сфере жизни, но и в аспекте психологической поддержки родителей, достаточно широких возможностей социализации ребенка, адаптации его в обществе. Мы бы хотели попытаться хотя бы немного изменить эту ситуацию. Для этого мы создали данный информационный проект. Надеемся, что он будет полезен как семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, так и тем, кто хочет помочь таким семьям в приходе или в общине.
«Аутизм. Переводы с английского»
Третий год Иркутская региональная общественная организация родителей детей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Иркутск» реализует проект «Аутизм. Переводы с английского». Наши замечательные родители и волонтеры переводят материалы по методикам и направлениям, использующимся как в работе нашей организации, так и в семьях. Огромное спасибо всем, кто тратит свои личные ресурсы на реализацию данного проекта! Ознакомиться с переводами можно по ссылке: http://autweb.ru
«Аутизм. Медицинские аспекты»
Расстройства аутистического спектра — многогранная проблема, которая включает социальные, психологические, педагогические, медицинские и другие аспекты. Наш обзорный проект о медицинской стороне проблемы предназначен для родителей и специалистов.
«Необычная школа»
Проект «Необычная школа» успешно реализуется четыре учебных года. Несмотря на обилие творческих материалов и кажущуюся творческую направленность наших занятий, цели наши заключаются в ином: в приобретении социальных навыков, в конструктивной деятельности в коллективе, в способности выдерживать эмоциональные и сенсорные перегрузки, полной самостоятельности в любой работе, в любом задании, которое выполняет ребенок, и, главное, чтобы у ребятишек «горели глазки» и они сами выступали инициаторами тех или иных видов деятельности. Да, это наисложнейшие задачи при расстройствах аутистического спектра. К тому же на занятиях проекта «Необычная школа» уже традиционно вместе занимаются ребята разного возраста, имеющие разную тяжесть проблем в коммуникации и социальном взаимодействии, разную тяжесть нарушений в эмоционально — волевой сфере. От невербальных ребят, имеющих тяжелые нарушения поведения, до тех, кто учится в общеобразовательной школе/посещает общеобразовательный садик.
Изначально задачей проекта была работа над способностью достойно и продуктивно вести себя в коллективе, научиться этому. Исходя из всего, перечисленного выше, в работе именно этого проекта мы не используем дидактические формы обучения социальным навыкам и формы обучения, которые предполагают внешние поощрения для формирования поведения ребенка. При этом мы не отрицаем пользы и необходимости таких форм обучения и сами применяем их в том числе в индивидуальной работе с детьми в семьях. А на занятиях «Необычной школы» мы работаем в направлении поиска увлечений, наклонностей, интересов детей, стараемся расширить спектр уже имеющихся интересов, так как «…исследования аутизма подтвердили, что эти ключевые принципы действительно работают. Для эффективной терапии аутизма материал должен быть воспроизводимым, предсказуемым, помогать уменьшать социальную сложность до более простого формата, быть поощрением по своей сути и основываться на собственных интересах ребенка — под руководством ребенка…. Когда мы прислушиваемся к ребенку, наблюдаем за ребенком и следуем его примеру, используя его интересы и создавая терапию вокруг этого специфического страстного увлечения, мы находимся на три четверти пути к успеху.» **
Такой подход эффективен при формировании навыка конструктивной самостоятельной деятельности в коллективе — интересы и увлечения помогают ребенку учиться преодолевать перегрузки и решаться пробовать новое. Если ребенок живет в такой атмосфере, ему легче научиться посещать новые места, бывать в непривычной обстановке, самому проявлять инициативу в поиске представляющих интерес, ранее не освоенных сфер жизни, подходить ко всему перечисленному без страха и напряжения. Это сейчас очень хорошо видно в динамике развития ребят, регулярно посещающих занятия «Необычной школы»: у наших ребят появились и развиваются очень важные самостоятельные виды деятельности, новые серьезные интересы, а главное — это приобретенное умение находиться в коллективе, не просто достойно себя вести, но и быть конструктивным, проявлять инициативу и интерес к происходящему вокруг. Все дети — большие молодцы! Мы идем дальше.
Мы сердечно благодарим всех, кто поддерживает нашу «Необычную школу», наших детей и родителей, всех, кто помогает нашим ребятам учиться жить в обществе!
«Лего-клуб»
На занятиях «Необычной школы» осенью 2015 года возникло важное направление работы с нашими ребятами — Лего-клуб. Такая модель работы является одним из методов эффективного обучения социальному взаимодействию детей с аутизмом. Это доказали медицинские исследования и исследования в сфере образования, проведенные в Великобритании и США. Установлено, что специальным образом организованная работа над проектами Lego помогает развить и закрепить речевые, игровые и социальные навыки у детей с РАС. И именно такую положительную динамику мы наблюдаем у наших детей, увлеченных Lego.
«Все любят LEGO®, в том числе дети в спектре аутизма. Но знаете ли вы, что, играя с LEGO® в социальной среде, вы можете найти скрытую способность аутичных детей к сотрудничеству с другими? Вот практическое руководство к тому, чтобы игроки собрались вместе и создали вместе волшебную магию LEGO® ».
— Профессор Ута Фрит, заслуженный профессор когнитивного развития, Институт когнитивной нейронауки, Университетский колледж Лондона
Социальный проект «День со счастья начинается…»
— Фотоконкурс «День со счастья начинается…» (пресс-релиз)
— Фотовыставка «День со счастья начинается…»
Итоги Фотоконкурса «День со счастья начинается, когда родные рядом»
«I ♡ I. Сердце нашего города»: День со счастья начинается»
8 июля в России уже традиционно с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности.
К этому замечательному и доброму празднику приурочен наш ежегодный проект – фотоконкурс под названием «День со счастья начинается, когда родные рядом»
Фотоконкурс посвящен семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это семьи, у которых можно поучиться любви, верности, терпению, настойчивости в борьбе за своих детей.
Цель проекта: Показать каждому из нас, даже тем, кто с этим не сталкивался, что если ребенок окружен любовью и заботой близких, аутизм – не приговор.
II. Реализованные проекты
Конкурс детского рисунка «Аутизм глазами детей» 2017
В течение 2017 года общественная организация «Аутизм — Иркутск» проводила конкурс рисунков, в котором могли принять участие сестренки, братишки и друзья наших ребятишек.
Участники конкурса своими работами поддержали ребят с особенностями развития, и, в процессе подготовки к участию в конкурсе, разговаривая с родителями, изучая материалы, узнали больше о данной проблеме и о том, как сделать мир более доступным и дружелюбным для людей с расстройствами аутистического спектра.
«Мы рядом!»
Телефон информационной поддержки родителей
Газета «Мы рядом!» Электронное издание предназначено для широкого круга общественности: для родителей, для специалистов, для волонтеров и для всех заинтересованных лиц.
Цели проекта:
1. Информационная и психологическая поддержка семей
2. Содействие формированию адекватного и позитивного отношения общества к детям с расстройствами аутистического спектра
3. Создание региональных интерактивных площадок для общения родителей детей с РАС (в социальных сетях, на форумах, создание собственных площадок)
4. Донесение до родителей актуальной информации о проблеме аутизма в стране и регионе
5. Информирование родителей о государственных, общественных, частных организациях и специалистах, о волонтерских инициативах, которые могут помочь детям в социализации, интеграции в общество, коррекции сенсорных нарушений и в других аспектах, способствующих улучшению качества жизни семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
6. Профилактика социального сиротства посредством информирования семей о возможных родительских стратегиях при аутизме, о ведущей роли семьи в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра. Мы, к сожалению, регулярно получаем сообщения о предложениях специалистов медицинского и педагогического профиля передать ребенка государству. Такие предложения поступают даже родителям детей старше 4 лет
Фотоконкурс детских новогодних поделок «Время чудес»
Конкурс творческих работ «У Лукоморья»
2015 год в России объявлен Годом литературы.
Мы все знаем о мощной созидательной силе русской литературы, о той роли, которую она во все времена играет в формировании личности, о ее способности развивать творческий потенциал человека, объединять нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задавать эстетические и культурные ориентиры.
«У Лукоморья» — конкурс творческих работ ребят с расстройствами аутистического спектра и работ наших друзей
Наша цель: Еще раз притронуться к творчеству великих поэтов, писателей и сказочников; показать творческий потенциал наших ребят; разделить радость творчества с нашими друзьями.
Создание информационного буклета «Ученик с синдромом Аспергера. Учителям»
Скачать буклет: Синдром Аспергера. Учителям
**
Саймон Барон-Коэн директор научно-исследовательского центра аутизма Кембриджского университета и попечитель фонда исследования аутизма.