Ролики! Коньки! Ролики и коньки были в жизни нашей семьи всегда. Наш папа в юности катался на роликах, потом я вместе с ним. Я сама очень любила кататься на коньках. Потом когда родилась и подросла старшая дочь Ира, ее тоже научили кататься на роликах и коньках. И когда в нашей семье появилась Аня, мы ждали, когда она подрастет и составит нам компанию в этих увлекательных мероприятиях.
Аутизм, конечно, внес свои коррективы. Пока Аня была маленькой, и мы особо не понимали что происходит, и во что попала наша семья, мы продолжали жить как раньше, организовывать детскую жизнь и развлечения. Летом мы возили детей кататься на роликах на малое поле стадиона Труд, старшая дочь со своей подругой на тот момент занимались там с тренером. Зимой также возили детей на малое поле стадиона Труд, кататься коньках. Аня неизменно была с нами. Вначале она просто с нами гуляла, пока Ира с подружкой обучались кататься или гоняли с папой на роликах с клюшками и мячом. Нередко к этим играм присоединялись другие незнакомые ребятишки, которые просто находились в этот момент на стадионе. Аня всё время видела это движение, этот задор, это бесилово и веселье. Сейчас я думаю, что возможно, сами того не подозревая, мы делали очень правильно!
На тот момент Аня не проявляла никаких эмоций по этому поводу, со стороны это смотрелось, как будто ей всё равно. Мы тогда не задумывались, что так проявляется основное нарушение аутизма, да и никто из врачей про аутизм нам тогда еще не говорил, а сами мы надеялись, что она это перерастет.
Когда Ане было 3-4 года, аутизм уже поглотил нас, но мы не понимали, что происходит. С Аней было уже очень трудно, поведение было неуправляемое. Об обучении кататься на роликах и коньках не было и речи. Но наш папа сказал, Аню тоже нужно ставить на коньки, потому что все дети катаются и в ее жизни это тоже должно быть!
В самый первый раз это были коньки. Решено было ставить сразу на правильные коньки, с одним лезвием. И она начала в них….ходить! Просто как в обычной обуви, она ходила в коньках по льду! Показывать правильные движения было бесполезно, говорить, что колени должны быть немного согнуты, тоже бесполезно (на тот момент Аня не реагировала на то, что ей говоришь). Но она ходила! Ходила в коньках! И это было неплохо.
Когда настала весна и асфальт в городе подсох, мы достали ролики и защиту на колени, локти и т.д. С роликами оказалось несколько сложнее. Зимой, на коньках, когда ребенок падает, он в куче мягкой одежды и все падения смягчаются этой одеждой. В роликах же это падения на асфальт, к тому же у роликов колесики, которые все время крутятся. Аню приходилось всё время держать. В роликах она тоже ходила! Ходила как в обуви!
Однажды папа сказал: «Отпусти ее, иначе она никогда не научится кататься!» Я понимала, что он прав, что ее нужно отпустить, чтобы она сама научилась владеть своим телом. В этот момент, наверное, сложнее всего пришлось мне. Но я ее отпустила.
Здесь Ане 5 или 6 лет, конечно это не первые шаги на льду, прогресс в катании шел медленно.
Очень долгое время, наверное не один год, Аня ходила в коньках, ходила как в обуви. Я, честно думала, что она так и будет ходить, показывать по-прежнему было бесполезно. Но она всё это время видимо училась, училась сама! Казалось бы, ребенок вообще за тобой не смотрит, но видимо это не так! Она видела и смотрела, как это делает папа, сестра и ее друзья. Она видела, как дети, ее ровесники, тоже, как она, учатся кататься. Она училась! Училась правильно отталкиваться ногой, училась сгибать колени, училась владеть своим телом! Понятно, что процесс шел долго, ни как у обычных детей, но он шел! И чем больше у нее получалось, тем больше ей нравилось!
Здесь Ане 8 лет.
Всё новое, что позволял ей попробовать папа, для меня было страшно. Уехать вперед самой, научиться поворачивать, научиться тормозить, съехать с горки, съехать с большой горки. Но папа, как всегда, был прав! Она должна научиться сама! А для этого нужно было мне научиться, ей доверять!
Конечно, до этих пор, нужно было многому ее научить: не убегать, слушаться, останавливаться, когда ей говорят, ждать. И мы ее этому учили!
Наверное, мы не делаем ей особых скидок, на то, что она не может. Требования к детям у нас одинаковые. Разница только в том, что показывать Ане, как делать, нужно больше, чем ребенку с нормотипичным развитием. И главное, мы даем ей пробовать сделать это самой. Она ошибается, ей это не нравится, иногда нужно придумать, как ей показать по-другому, чтобы стало понятней. Но с каждым последующим разом, у нее получается всё лучше и лучше.
Весь подготовительный процесс к катанию, она тоже должна научиться делать сама.
<
Здесь Ане 8 лет. Казалось бы, ничего особенного, ребенок сам надевает экипировку, но данный процесс Аня никогда не любила и всегда старалась его избегать. Но учиться самостоятельности нужно, поэтому если хочешь кататься, одеваешься сама!
Здесь Ане 9 лет. Мы решили показать Ане, что есть такая игра, как хоккей! Поэтому специально для нее была куплена клюшка, в надежде на то, что ей это всё понравится, и она захочет в этом участвовать. Вначале, Аня просто каталась с клюшкой в руках.
Последние пару лет, наш папа со своими друзьями зимой, каждые выходные, играет в хоккей!
Взрослые на воротах, все дети, наш папа и другие взрослые, у кого есть коньки, гоняют с клюшками и мячом. Аня очень любит и очень ждет этих встреч. Она с удовольствием катается, учится у детей, поворотам, разворотам, кружиться.
Сейчас ролики и коньки занимают большое место в нашей жизни. Это удовольствие, это физическая активность, прогулки, общение.
Уверенность в катании на коньках и роликах приходит к ней постепенно.
Здесь Ане 10 лет.
Возможно, кто-то скажет, что умеет она мало. Но только не для нас! Потому что в том аутизме, в котором мы живем, она и этого не должна уметь! А потому — это наши маленькие, но такие большие достижения! И в силу Аниных особенностей, она большая молодец!
Татьяна С.