Мы вновь встретились в Гуманитарном центре — библиотеке имени семьи Полевых 19 января. Проект «Необычная школа»* продолжается. Несмотря на обилие творческих материалов и кажущуюся творческую направленность наших занятий, цели наши заключаются в ином: в приобретении социальных навыков, в конструктивной деятельности в коллективе, в способности выдерживать эмоциональные и сенсорные перегрузки, полной самостоятельности в любой работе, в любом задании, которое выполняет ребенок, и, главное, чтобы у ребятишек «горели глазки» и они сами выступали инициаторами тех или иных видов деятельности. Да, это наисложнейшие задачи при расстройствах аутистического спектра. К тому же на занятиях проекта «Необычная школа», четвертый учебный год, уже традиционно вместе занимаются ребята разного возраста, имеющие разную тяжесть проблем в коммуникации и социальном взаимодействии, разную тяжесть нарушений в эмоционально — волевой сфере. От невербальных ребят, имеющих тяжелые нарушения поведения, до тех, кто учится в общеобразовательной школе/посещает общеобразовательный садик.
Изначально задачей проекта была работа над способностью достойно и продуктивно вести себя в коллективе, научиться этому. Исходя из всего, перечисленного выше, в работе именно этого проекта мы не используем дидактические формы обучения социальным навыкам и формы обучения, которые предполагают внешние поощрения для формирования поведения ребенка. При этом мы не отрицаем пользы и необходимости таких форм обучения и сами применяем их в том числе в индивидуальной работе с детьми в семьях. А на занятиях «Необычной школы» мы работаем в направлении поиска увлечений, наклонностей, интересов детей, стараемся расширить спектр уже имеющихся интересов, так как «…исследования аутизма подтвердили, что эти ключевые принципы действительно работают. Для эффективной терапии аутизма материал должен быть воспроизводимым, предсказуемым, помогать уменьшать социальную сложность до более простого формата, быть поощрением по своей сути и основываться на собственных интересах ребенка — под руководством ребенка…. Когда мы прислушиваемся к ребенку, наблюдаем за ребенком и следуем его примеру, используя его интересы и создавая терапию вокруг этого специфического страстного увлечения, мы находимся на три четверти пути к успеху.» **
Такой подход эффективен при формировании навыка конструктивной самостоятельной деятельности в коллективе — интересы и увлечения помогают ребенку учиться преодолевать перегрузки и решаться пробовать новое. Если ребенок живет в такой атмосфере, ему легче научиться посещать новые места, бывать в непривычной обстановке, самому проявлять инициативу в поиске представляющих интерес, ранее не освоенных сфер жизни, подходить ко всему перечисленному без страха и напряжения. Это сейчас очень хорошо видно в динамике развития ребят, регулярно посещающих занятия «Необычной школы»: у наших ребят появились и развиваются очень важные самостоятельные виды деятельности, новые серьезные интересы, а главное — это приобретенное умение находиться в коллективе, не просто достойно себя вести, но и быть конструктивным, проявлять инициативу и интерес к происходящему вокруг. Все дети — большие молодцы! Мы идем дальше.
Зюзюн Л.П.
**
Саймон Барон-Коэн директор научно-исследовательского центра аутизма Кембриджского университета и попечитель фонда исследования аутизма.
*
— занятия проекта всегда проводятся бесплатно, силами и средствами членов общественной организации «Аутизм — Иркутск» при поддержке администрации Гуманитарного центра — библиотеки им. семьи Полевых
— фотографии детей публикуются с разрешения родителей.
— в интеграционных турнирах по пазлам участвуют дети и взрослые