Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) – заболевание, которое характеризуется снижением способности к контакту с окружающими людьми, «уход» от реальности, погружение во внутренний мир.
У каждого ребёнка будут свои «особенные» проявления и он совсем не обязан «показывать» весь спектр.
Однако, достаточно 3-4 признака из перечисленных ниже, чтобы обратиться за консультацией к специалисту:
✔️Ребёнок до определенного возраста развивался в соответствии с возрастными нормами, а потом что-то пошло не так. Например, речь была и, вдруг, резко пропала. Перестал пользоваться горшком, начал его бояться.
✔️К 1, 5 годам ребёнок не говорит и десяти слов, нет в речи коротких предложений. Возможно проблема не в речи, а в отсутствии желания общаться.
✔️К 1,5 годам ребёнок не использует слова «мама» и «папа» при обращении к родителям, при этом в его активном словарном запасе может быть несколько других слов.
✔️Ребёнок не откликается на собственное имя, как будто игнорирует обращение к нему. Игнорирует просьбы, в частности бытового характера: принеси полотенце, положи белье в шкаф и т.д.
✔️Отсутствие невербальных средств коммуникации. Например, указательного жеста. Ребёнок не машет рукой при прощании, не приветствует других жестом «привет». Может использовать «руку» взрослого, чтобы указать на предмет.
✔️Отсутствие интереса к окружающей реальности, например, игре со взрослым. Безразличное отношение, игнорирование ухода близких людей (мамы, папы).
✔️Ребенок как бы не присутствует «здесь и сейчас», играя роль скучающего зрителя, а не действующего актера.
✔️Избегание или отсутствие контакта глаз, взгляд в пустоту, сквозь человека. При этом взгляд у ребенка может быть не по-детски пронзительным, глубоким, задумчивым.
✔️»Неправильная» игра в игрушки или игра по своему «своеобразному» сценарию. Присутствие в игре монотонности и однообразия.
✔️Наличие ритуалов, однообразного выбора: еда из синей тарелки, в рационе питания – только картошка, прогулки строго по определенному маршруту. Ребенок чрезмерно погружен в один вид деятельности, испытывает интерес только к одной теме. Повторяющиеся (стереотипные) навязчивые движения.
✔️Трудности в общении с другими детьми, нежелание участвовать в совместных играх, непонимание правил игры. Может играть рядом с детьми, но не вместе. Отсутствие ролевых игр (дочки-матери, в доктора и т.д.).
✔️Отсутствие подражания действиям взрослых.
✔️Тяжело переносит тактильный контакт, может начать кричать. Или позволяет себя взять на руки, но при этом не проявляет инициативы в контакте. Не тянет руки к взрослым, чтобы его взяли на руки. Повышенная сенсорная чувствительность (одежда, яркий свет в комнате, громкий шум пылесоса, машины и т.д.).
✔️»Странные», не типичные для детского возраста страхи. Или наоборот, отсутствие чувства страха перед опасностью.
✔️Интересы «не по возрасту». Ребёнок не любит слушать сказки, но с удовольствием слушает научные статьи.
✔️Контроль поведения близких людей. Взрослые должны делать так, как сказал ребенок, иначе истерика.
✔️Отсутствие сопереживания, высокий болевой порог.
✔️Проблема со сном: ребёнок тяжело засыпает, спонтанно ночью просыпается, «путает день с ночью».
✔️Проблема с социально-бытовыми навыками и навыками самообслуживания. Ребенок не следит за своим внешним видом, при этом может быть чрезмерно брезгливым в быту (увидел каплю супа на столе – нужно срочно вытереть, вода на одежде – сразу переодеться).
✔️Эмоциональная маловыразительность, однообразие, монотонность. Снижение или отсутствие склонности к сопереживанию другим людям.
✔️Истерики (яркие эмоциональные реакции), не соответствующие ситуации (кричит при смене маршрута и т.д.).
Не стоит закрывать глаза на существующие проблемы, в надежде, что они растворяться. В случае с РАС, лучше проявить бдительность, «перестраховаться» и как можно раньше обратиться за консультацией к специалистам.»