Беседа с профессором Стивеном Шором — взрослым человеком с синдромом Аспергера

Для справки.

Стивен Шор — взрослый человек с синдромом аспергера. Профессор университета, доцент факультета специальной педагогики, много лет является членом попечительского совета Американского общества аутизма. Работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями.

Елена Матренина

В Москве, в Центре «Наш солнечный мир», 25 марта состоялась встреча американского профессора Стивена Шора («известного» аутиста с синдромом Аспергера) и родителей детей с РАС (расстройство  аутистического спектра). В зале собрались так же заинтересованные специалисты и собственно люди с этим диагнозом. Профессор Шор вдохновляет тех, кто столкнулся с подобными проблемами, своим примером и достижениями в своей жизни. В полтора года маленькому Стивену поставили диагноз аутизм. Сейчас это уже взрослый, достаточно скомпенсированный человек. И я, коренная иркутянка, волею судьбы оказавшаяся в столице, рада, что мне выпала возможность «вживую» пообщаться с легендой. Этот опыт оказался бесценным.

За время, пока шла встреча, Стивену Шору задали много вопросов. Часть из них, для меня не стали откровением. Мой сын уже подросток, и многие вещи я узнала на собственном опыте. Однако, вот что полезного я для себя всё-таки поняла. Думаю, это пригодится и другим родителям.

ПОДРАЖАНИЕ

Родители Стивена Шора использовали подражание как способ взаимодействия. Как только мальчика стали изображать, тем самым вызывая доверие, он начал отвечать взаимностью, что позволило проводить занятия.

ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ

Тут все просто. Что бы ребенок не избегал занятий, нужно использовать его интересы как инструмент обучения. Любит самолеты — считать, рисовать, собирать и т.д. САМОЛЁТЫ. Необходим креатив и родительское чутье в поисках того, что поможет вовлечь ребенка. На начальном этапе это необходимое условие.

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Общие интересы, возможность демонстрировать и получать положительную реакцию на круг своих интересов и знаний, помогают ребёнку с РАС наладить отношения со сверстниками. Часто это глубокие и даже необычные знания. Это опыт Стивена Шора. Ему помогла музыка, которой он увлекался.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (взаимодействие с обществом)

Известно, что социализация необходима. Однако, возможности у всех разные. Какой путь окажется доступным или достижимым — такой и нужно использовать. Стивен учился вместе со всеми. Хотя про школу он сказал, что это самый мрачный период в его жизни — он не понимал, что от него хотят. Но вывод однозначен: обязательно приложить максимум усилий для встраивания ребенка в этот сложный и не понятный ему мир.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Вопрос на тему тревожности, задал молодой человек с синдромом Аспергера. Стивен Шор подтвердил, что это, действительно — большая проблема. И для снятия тревожности, существуют различные техники. Конкретного рецепта профессор в итоге не дал. Тем не менее, очень помогает заполнение «шкалы тревожности» по 5-балльной системе.

ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ

Человеку с РАС необходим контроль над ситуацией. Непредсказуемость его, мягко говоря, пугает. Поэтому особенно важно соблюдать режим, вести список дел, составлять и следовать расписанию занятий. К любым изменениям нужно готовить заранее. Стабильной должна быть и окружающая обстановка. Главный принцип – стабильность и предсказуемость во всем.

ЗНАНИЕ СВОЕЙ ПРОБЛЕМЫ

Родители маленьких детей интересовались, надо ли сообщать ребенку о его диагнозе. Стивен Шор ответил просто: «В моей семье слово АУТИЗМ присутствовало всегда».

ЛЕКАРСТВА

Можно ли вылечить аутизм лекарствами или БАДами? Ответ таков — препараты нужны, чтобы лечить сопутствующие аутизму заболевания. От синдрома Аспергера — таблеток и микстур нет. Кто утверждает обратное, с большой вероятностью хочет заработать на проблеме денег.

УРОКИ

Я задала Стивену Шору вопрос по волнующей меня проблеме. У 13-летнего сына отличная память. Легко запоминает большие объемы. По моему мнению, именно эта способность мешает ему выделить главное из этой «лавины» информации. После раздумий Стивен Шор посоветовал разделить текст на части и вместе с сыном выписать или запомнить, в общем выделить в этих частях самое главное. И через какое-то время, возможно, он научитcя справляться с подобными заданиями сам.

СЕМЬЯ

Еще одного молодого человека волновала тема любви. Тогда Стивен Шор поведал СВОЮ историю. Когда он учился в колледже (у нас бы учился в университете), студентка с неважным знанием английского обратилась к нему за помощью. Благодаря ее стараниям и настойчивости, молодые люди стали встречаться. Сейчас они в браке уже много лет.

Детей у Стивена Шора нет. Он уверяет, аутизм тут ни при чем. Считает, что отлично бы справился с воспитанием ребенка с таким диагнозом. Ведь об аутизме он знает все!

Поделиться в соц. сетях
Translate »

Copyright © 2014 - 2019 "Аутизм - Иркутск"