Взаимодействие родителей со специалистами в коррекционном образовании детей с аутизмом, родительская компетентность

Источник фото https://www.iz90.ru

Под родительской компетентностью мы понимаем  наличие знаний, умений, навыков, необходимых для решения проблем, возникающих при выполнении родительской функции, а также — способность использовать имеющиеся знания, умения, навыки, то есть — непосредственно эту функцию выполнять и получать социально благоприятный результат в виде решения той или иной проблемы. Многолетние наблюдения показывают, что у родителей детей с аутизмом существуют пять уровней родительской компетентности:

I. Очень низкая родительская компетентность.

На этом уровне родители очень редко правильно понимают родительские проблемы, почти никогда не находят путей решения (правильно понимать проблему означает определять ее таким образом, чтобы она имела решение, способствующее развитию ребенка и/или улучшению качества жизни ребенка и семьи, или отдельных ее членов). Родители не умеют строить долговременные конструктивные отношения со специалистами (врачами, педагогами, сотрудниками реабилитационных центров, консультантами ПМПК), с представителями государственных учреждений (системы образования, социальной политики, ВКК, пенсионного фонда и т.д.). Родители не знают или неверно понимают свои права (в получении индивидуальной программы реабилитации, социальной помощи, реализации права ребенка на образование и т.д.), не умеют их отстаивать. Родители не изучают законодательства, не консультируются с квалифицированными специалистами, а руководствуются мнениями лиц, которые не могут быть экспертами (соседи, родственники и т.д.). Родители всячески избегают ситуации обучения, в том числе «теоретического» («зачем нам все эти термины, умные слова, мы их не понимаем»), но практические советы и регулярные домашние задания тоже не выполняют  («я не могу заставить ребенка это делать, я не специалист», «я одна, без мужа и должна зарабатывать деньги», «у меня нет на это здоровья, я старая и больная»). Некомпетентные отцы имеют позицию «это не мужское дело, этим занимается (должна заниматься) моя жена, это не мои проблемы». Родители склонны к общим разговорам типа: «в нашей стране все очень плохо, в других странах гораздо лучше, там другое общество, которое принимает, а наше не принимает, «в других странах такие дети учатся в общеобразовательных школах, и нет никаких проблем. А у нас жестокие дети и плохие учителя», «в нашем городе нет ничего для таких детей, да, есть реабилитационный центр, но он очень плохой». Родители часто используют слова, которые кажутся им правильными, не понимая их содержания, а в результате у них формируются ложные установки, которые не способствуют развитию ребенка: «Я не хочу, чтобы он был в специальной школе, хочу в обычную, потому что так лучше для социализации. Не нужны нам знания, нам сказали: главное — это социализация. В специальной школе не за кем тянуться, а в обычной он будет тянуться за здоровыми». Очень низкая родительская компетентность, как правило, является частью низкого уровня общей жизненной компетентности.

II. Низкая родительская компетентность.

Родители преимущественно правильно формулируют проблемы, но не умеют их анализировать, искать и находить ресурсы для решения. Состояние «приобретенной беспомощности» является для них  зоной комфорта.

III. Средняя родительская компетентность.

На этом уровне родители правильно определяют проблемы, иногда способны занимать конструктивную позицию, анализировать проблему, искать и находить ресурсы для решения, однако круг проблем, доступных для решения, ограничен, стандартен. Любая нестандартная ситуация надолго дестабилизирует, выбивает из колеи. Такие родители не умеют «сгруппироваться», «держать удар», они боятся всего нового, они психически и физически маломобильны. Им свойственна повышенная тревожность, они боятся будущего, все события будущего рассматриваются ими как источник страхов, опасности, разочарований — школа, окончание школы, половое созревание, получение профессии, возможное создание семьи, все пугает, все может стать темой для разговора в крайне пессимистическом духе.

IV. Высокая родительская компетентность

Такие родители давно уже находятся на стадии принятия. Ограничения и возможности ребенка воспринимают полностью адекватно. Очень конструктивно взаимодействуют со специалистами, с первой встречи способны оценить — нужен им этот специалист, стоит ли тратить на него время и деньги. С настоящим специалистом легко находят общий язык, их принципы «партнерство, взаимоуважение, благодарность». Они не жалуются на «общество и государство» — систему поддержки и развивающую среду для ребенка они способны построить даже на необитаемом острове. Они знают свои права и умеют их обеспечить, они получают от органов государственной и местной власти все, на что ребенок имеет право. Если это необходимо, они находят возможности получения спонсорской помощи. Аутизм ребенка и все, что с ним связано, они рассматривают просто как параметр, который нужно учитывать в краткосрочном и долгосрочном жизненном планировании. Они живут своей полноценной жизнью, но способны на изменение жизненных планов, на самопожертвование в интересах ребенка.

V. Наивысшая родительская компетентность.

Родители становятся профессионалами в той или иной сфере реабилитации детей с аутизмом и /или находят самореализацию, помогая детям с нарушениями развития и их родителям. Наивысшая родительская компетентность является не таким уж редким явлением. Специалисты часто говорят, ставя в пример родителей с высоким и наивысшим уровнем  родительской компетентности: «как было бы хорошо, если бы все родители были такими». Но на самом деле сотрудничество с родителями детей с аутизмом с высоким уровнем психолого — педагогической компетентности — не простое дело, требующее от специалистов постоянного профессионального роста. Для того, чтобы конструктивно взаимодействовать с родителями с высокой психолого — педагогической компетентностью, специалисту желательно самому иметь наивысшую профессиональную компетентность.

Из книги «Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь»
Авторы: Багрий Я. Т., Вайсерман А. М., Бураго А. С. Редактор: Чуприков А. П.
Издательство: Гнозис, 2017 г.

Поделиться в соц. сетях
Translate »

Copyright © 2014 - 2024 "Аутизм - Иркутск"