Проект «Необычная школа», мы вместе пятый учебный год

Общественная организация «Аутизм — Иркутск» занимается спектром таких диагнозов по МКБ — 10 (на данный момент действующая Международная классификация болезней 10-го пересмотра), как «Детский аутизм», «Атипичный аутизм», «Синдром Аспергера».

Исходя из вышесказанного  наша общественная  организация  занимается и проблемами детей с очень  тяжелыми нарушениями  и  проблемами высокофункциональных  ребят.

1 сентября 2015 года «Необычная школа» открыла свои двери для  детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  Наша общественная организация — организация родительская. И для того, чтобы занятия не были просто временем, где примут и поймут, а приносили действенную пользу детям, наши родители изначально очень много учатся ( https://autism38.ru/dostizheniya-organizacii/ ). Родители  читают и переводят зарубежные публикации по работе с детьми, имеющими аутизм ( http://autweb.ru ), посещают тематические семинары и вебинары отечественных специалистов, вебинары Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Ученики «Необычной школы» —  это  очень разные ребята,  вне зависимости от степени их интеллектуальной сохранности  и  тяжести поведенческих проблем.  И у всех наших детей, регулярно посещающих занятия, мы видим  значительные успехи и достижения в навыках коммуникации и социального взаимодействия, положительную динамику развития.  А успехами и опытом нашей работы,  даже не работы, а практически нашей жизни, дружбы, творчества, большого и маленького волшебства, происходящего на «Необычной школе» и в наших семьях,  мы с удовольствием делимся на семинарах, которые проводятся традиционно весной и осенью при поддержке Гуманитарного центра — библиотеки имени семьи Полевых.

Мы прилагаем все усилия, чтобы для наших детей жизнь в обществе, во всех ее проявлениях  была  максимально  доступной, насколько это возможно в каждом конкретном случае, но  это зависит не только от доступности среды и готовности общества, это очень сильно зависит и от того, какую помощь получают наши дети и в аспекте коррекции поведения, и в аспекте приобретения ими жизненно необходимых  социальных навыков.  Ребята должны иметь как можно  больше возможностей для социализации и обучения межличностному взаимодействию, они должны получать необходимую именно им помощь, особенно те дети, кто обучается в школе индивидуально, учится дома или вовсе не имеет возможности учиться вследствие тяжести нарушений.

«Нельзя просто приводить детей с аутизмом в ситуации, которые включают много общения, и ждать, что это возымеет действие. Спонтанного развития социальных навыков не произойдет, потому что в этом и заключается основная проблема при аутизме – навыки социального взаимодействия не развиваются спонтанно.»

—  доктор Винод Менон  

Работа с каждым ребенком с расстройством аутистического спектра уникальна, ювелирна и должна строиться под него.

К каждому занятию «Необычной школы» мы серьёзно готовимся. Цель – научить детей  достойно себя вести, приобрести и закрепить необходимые социальные навыки. Все занятия проходят при  поддержке мамы каждого ребенка и волонтеров. Наша задача  —  содействовать тому, чтобы разные, в том числе  дети с очень сложными поведенческими проблемами,  получали удовольствие от занятий, учились  правильно себя вести и приобретали навыки конструктивной деятельности в коллективе.

На занятиях «Необычной школы» осенью 2015 года возникло важное направление работы с нашими ребятами — Лего-клуб. Такая модель работы является одним из методов эффективного обучения социальному взаимодействию детей с аутизмом. Это доказали медицинские исследования и исследования в сфере образования, проведенные в Великобритании и США. (LEGO Therapy for Children With Autism, подробности  об этом направлении, переводы  статей  есть на  сайте нашего Лего – клуба  http://lego.autweb.ru) Установлено, что специальным образом организованная работа над проектами Lego помогает развить и закрепить речевые, игровые и социальные навыки у детей с РАС. И именно такую положительную динамику мы наблюдаем у наших детей, увлеченных Lego.

«Все любят LEGO®, в том числе дети в спектре аутизма. Но знаете ли вы, что, играя с LEGO® в социальной среде, вы можете найти скрытую способность аутичных детей к сотрудничеству с другими? Вот практическое руководство к тому, чтобы игроки собрались вместе и создали вместе волшебную магию LEGO® ».

— Профессор Ута Фрит, заслуженный профессор когнитивного развития, Институт когнитивной нейронауки, Университетский колледж Лондона

На протяжении всей работы проекта «Необычная школа» у нескольких девочек очень благоприятно себя зарекомендовал такой вид творческой деятельности, как  арт — терапия, то, что мы называем «взрослыми раскрасками». Их структурированность и понятность дают детям возможность на определенных этапах занятия успокоиться и справиться с сенсорными перегрузками. А творческие результаты процесса — повышают самооценку и дают  уверенность в себе для дальнейшей деятельности, смелость  пробовать новое и сложное, в том числе выполнять учебные  и творческие  задания в коллективе, а  не  только в привычной среде, где нет перегрузок.

Последним и очень ярким открытием нашего проекта у других наших ребят стала лепка.  Мальчики и девочки создают прекрасные работы. И при этом основным успехом данного направления деятельности мы считаем не количество, качество и творческую ценность работ, при том, что работы очень часто приводят всех нас  в восторг, а то, что в процессе данной деятельности дети общаются, улыбаются, мы обсуждаем то, что они создают, дети достаточно легко идут на контакт. Конечно же, происходящее — не просто лепка. То, что данный вид творчества стал настолько  востребован  у  нескольких  наших  ребят — это результат  индивидуального подхода, основанного на интересах и наклонностях каждого ребенка. Лепкой с детьми  занимается  педагог —  психолог, волонтер проекта  «Необычная  школа».

Общественная организация «Аутизм-Иркутск»  —  некоммерческая организация. Наши проекты и мероприятия реализуются  силами и средствами родителей и волонтеров. Занятия всегда бесплатны для детей.

Проект   успешно  реализуется  уже пятый учебный год при неоценимой поддержке  МБУК  Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых, на базе которого с первого дня и проходят занятия нашей любимой «Необычной школы».

Несмотря на обилие творческих материалов и кажущуюся творческую направленность наших занятий, цели наши заключаются в ином: в приобретении социальных навыков, в конструктивной деятельности в коллективе, в способности выдерживать эмоциональные и сенсорные перегрузки, полной самостоятельности в любой работе, в любом задании, которое выполняет ребенок, и, главное, чтобы у ребятишек «горели глазки» и они сами выступали инициаторами тех или иных видов деятельности. Да, это наисложнейшие задачи при расстройствах аутистического спектра. К тому же повторюсь, на занятиях проекта «Необычная школа»  уже традиционно вместе занимаются ребята разного возраста, имеющие разную тяжесть проблем в коммуникации и социальном взаимодействии, разную тяжесть нарушений в эмоционально — волевой сфере. От невербальных ребят, имеющих тяжелые нарушения  поведения, до тех, кто учится в общеобразовательной школе/посещает общеобразовательный садик.

Изначально задачей проекта была работа над способностью достойно и продуктивно вести себя в коллективе, научиться этому. Исходя из всего, перечисленного выше,  в работе именно этого проекта мы не используем дидактические формы обучения социальным навыкам и формы обучения, которые предполагают внешние поощрения для формирования поведения ребенка. При этом мы не отрицаем пользы и необходимости таких  форм обучения и сами применяем их в том числе в индивидуальной работе с детьми в семьях. А на занятиях «Необычной школы» мы работаем в направлении поиска увлечений, наклонностей, интересов детей, стараемся расширить спектр уже имеющихся интересов, так как

«…исследования аутизма подтвердили, что эти ключевые принципы действительно работают. Для эффективной терапии аутизма материал должен быть воспроизводимым, предсказуемым, помогать уменьшать социальную сложность до более простого формата, быть поощрением по своей сути и основываться на собственных интересах ребенка — под руководством ребенка…. Когда мы прислушиваемся к ребенку, наблюдаем за ребенком и следуем его примеру, используя его интересы и создавая терапию вокруг этого специфического страстного увлечения, мы находимся на три четверти пути к успеху.»

—  Саймон Барон-Коэн  директор научно-исследовательского центра аутизма Кембриджского университета и попечитель фонда исследования аутизма.

Такой подход эффективен при формировании навыка конструктивной самостоятельной деятельности в коллективе — интересы и увлечения помогают ребенку учиться преодолевать перегрузки и решаться пробовать новое. Если ребенок живет в такой атмосфере, ему легче научиться посещать новые места, бывать в непривычной обстановке, самому проявлять инициативу в поиске представляющих интерес, ранее не освоенных сфер жизни, подходить ко всему перечисленному без страха и напряжения. Это сейчас очень хорошо видно в динамике развития ребят, регулярно посещающих занятия «Необычной школы»: у наших ребят появились и развиваются очень важные самостоятельные виды деятельности, новые серьезные интересы, а главное — это приобретенное умение находиться в коллективе, не просто достойно себя вести, но и быть конструктивным, проявлять инициативу и интерес к происходящему вокруг.  Все дети — большие молодцы! Мы идем дальше.

Зюзюн Л.П.

Фото с занятий «Необычной школы» в разные годы»:

 

 

 

Поделиться в соц. сетях
Translate »

Copyright © 2014 - 2024 "Аутизм - Иркутск"