Официальная педагогика признает очевидность факта, что для детей с аутизмом (и вообще — с нарушением общения независимо от этиологии) традиционные формы и методы педагогического воздействия или непригодны вообще, или требуют модификации. Вместе с тем, за последние годы уже практически доказано, что при адекватных коррекционно — педагогических мероприятиях такие дети дают существенную положительную динамику, и непредоставление детям с аутизмом и их семьям соответствующей профессиональной помощи является нарушением права детей на образование.
В то время, как тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика имеют в своем арсенале устоявшиеся, общепризнанные и проверенные временем инструментарии педагогической диагностики; принципы, приемы, методики и технологии коррекционной работы, а введение нового обусловлено, в основном, появлением современных технических средств обучения и коррекции, то психолого — педагогическая коррекция аутизма является предметом острых дискуссий ученых и практиков. Это — одна и наименее определенных отраслей современной коррекционной педагогики и психологии.
Аутизм является полиэтиологическим состоянием, содержащим группу клинических диагнозов (по МКБ — 10). В нашей практике типичной является ситуация, когда ребенок в течение жизни постоянно получает разные диагнозы (как аутичного спектра, так и другие). Даже дети с одинаковым диагнозом демонстрируют огромное многообразие клинических проявлений, большинство которых не являются вполне специфическими именно для аутизма. Что касается психолого — педагогических особенностей, то каждый ребенок с аутичным типом развития является уникальным. В настоящее время очевидным является отсутствие четкой зависимости между клиническим диагнозом и даже стратегией медикаментозной поддержки ребенка с аутизмом, не говоря уже о путях психолого — педагогической коррекции, общей стратегии социализации и увеличения жизненной компетенции ребенка с аутизмом.
***
Анализ современной литературы и практического опыта работы различных учреждений разных стран, осуществляющих психолого — педагогическую коррекцию детей с аутизмом, приводит к выводам об огромной дифференциации подходов к пониманию природы аутизма, которая, соответственно, влечет за собой дифференциацию подходов к диагностике и коррекции, к разработке и внедрению коррекционной стратегии (цели и способов ее достижения). Таким образом, есть основание говорить, что в мире существуют и успешно используются многочисленные специальные коррекционные технологии развития и обучения детей с аутизмом.
Из книги «Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь»
Авторы: Багрий Я. Т., Вайсерман А. М., Бураго А. С. Редактор: Чуприков А. П.
Издательство: Гнозис, 2017 г.